Святой равноапостольный князь Владимир: от грешника к праведнику

Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972).

Мать его, Малуша († 1001) - дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления. "Вещая дева" Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей "ключницы", пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут.

Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир - владеющий миром, владеющий особым даром мира.
В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде - Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, "давшего великую волю христианам", и вступает 11 июня 978 года в Киев, став "единодержцем" Киевского государства, "покорив окрестные страны, одни - миром, а непокорных - мечем". Первые шесть лет своего княжества он провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городен (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое - Русскую Землю и называться русскими. Он осуществил несколько удачных военных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгаров, успешно воевал с печенегами, и, таким образом распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

По примеру хазарских каганов (мусульман) у князя Владимира было, кроме пяти жен, множество наложниц. Утвердив свою власть, великий князь Киевский Владимир всячески старался упрочить на Руси язычество - многобожие, культ стихийных сил природы. Он установил на киевских холмах идолов, которым приносились жертвы. Он любил военные походы, горячие бои, веселые пиры со своей дружиной, у него было много жен, которых он часто забирал силой. Строго соблюдал он свои языческие законы и приносил щедрые дары богам. Молодой Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он "пас свою землю правдою, мужеством и разумом", как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.

Годы шли, и Владимир стал все чаще задумываться о жизни, о смерти, о вере. Языческая вера больше не удовлетворяла его. В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир, по обыкновению, решил принести жертву идолам. Бояре бросили жребий, павший на Иоанна, сына варяга Феодора, который был христианином (со времени княгини Ольги в Киеве при храме во имя пророка Божия Илии существовала христианская община). Феодор отказался отдать своего сына-христианина в жертву идолам, сказав княжеским воинам: "У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека…". Разъяренная толпа киевских язычников разрушила дом варягов, под обломками которого Феодор и Иоанн приняли мученическую кончину (память 12 июля). Предсмертные слова святого Феодора, переданные великому князю Владимиру, произвели на него сильное впечатление.

Душа князя, взыскуя истинную веру, не находила покоя. Владимир начал открыто сомневаться в истинности языческих божеств . Узнав об этом, в Киев стали приходить проповедники из разных стран. Владимир принял у себя болгар-мусульман, немецких католиков, иудеев из Хазарского каганата и греческого православного философа. После этого он решил испытать каждую веру на месте, для чего избрал 10 мужей и послал их к мусульманам, латинянам и грекам. Самое сильное и благоприятное впечатление произвело на послов богослужение в константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией. "И не знаем мы - на небе мы были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такой красоты", - рассказывали послы по возвращении в Киев. Выслушав их, Владимир решил принять христианство от православных греков, как это сделала его бабушка Ольга. Но Владимир был еще язычником по нраву и хотел завоевать новую веру силой. От греческих императоров он потребовал, чтобы они выдали за него замуж свою сестру, а когда царевна побоялась идти замуж за дикого варвара, он объявил войну грекам и занял греческий город Корсунь. Императоры уговорили сестру выйти замуж за князя, но гордый Владимир не захотел ехать креститься в Византию, а потребовал, чтобы священники и царевна приехали к нему в Корсунь. Но тут жизнь Владимира изменилась для него совершенно неожиданно. Летопись рассказывает, что еще до приезда царевны у Владимира началась тяжелая болезнь глаз, так что он ничего больше не мог видеть. Можно представить себе его отчаяние! Владимир начал сомневаться, а мудрая Анна объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу. Князя крестил епископ Корсунский. Едва только он возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», - с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения. Грешный и буйный язычник Владимир стал натурой богобоязненной. Его обращение ко Христу было подлинное и глубокое. Преображение его характера и разрыв с грехом были изумительны. Святая вера изменила Владимира, помогла ему услышать слово Господне: "Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным". Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.

Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать. Вернувшись в Киев, князь отпустил всех прежних жен и наложниц. Тогда же произошло знаменательное событие - крещение Руси. Князь повелел всем жителям в назначенный день войти в Днепр. Сотни людей вошли в воду, и князь со священниками вышли на берег и крестили русский народ. «И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», - говорит предание. После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы. Русские летописи сообщают, что князь Владимир особенно заботился о духовном просвещении народа: "И повелел попам по городам и селам приводить людей к крещению и детей учить грамоте, ученью книжному…" В храмах, устрояемых по велению князя, богослужение совершалось по православному чинопоследованию на понятном народу родном словянском языке, по книгам, которые еще за столетие до того были переведены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, первоучителями Словенскими (память 11 мая). Благодаря этому храмы Божии становились всенародными училищами веры, а вера Христова мирно и сравнительно быстро распространилась по всей Руси. Святое Крещение приняли после Киева жители Новгорода, Смоленска, Полоцка, Турова, Пскова, Луцка, Владимира Волынского, Чернигова, Курска, Ростова Великого и других русских городов. Апостольская ревность великого князя Владимира простиралась так далеко, что он посылал христианских проповедников на берега Двины и Камы, в степи диких печенегов и половцев.

После крещения князь Владимир стал совсем другим человеком, таким добрым и милостивым, что народ прозвал его «Красным Солнышком». Он не хотел больше воевать, ему стало тяжело казнить смертью даже разбойников и преступников. На княжеском дворе он стал устраивать угощения для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб, мясо и мед. Он хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных. Блаженная кончина святого равноапостольного великого князя Владимира наступила 15 июля 1015 года в селе Берестове, близ Киева. Погребен он был в Десятинном храме.

При великом князе Ярославе Мудром (†1054) Русская Церковь уже почитала память святого князя Владимира, просветителя Руси. Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обретены. Честная глава его покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.

«То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же... Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли»», - написано о Владимире в «Повести временных лет».

Икона из янтаря Святой Владимир Равноапостольный


Святому равноапостольному князю Владимиру молятся об избавлении ото всякого зла, смертоносных болезней, о спасении от врагов, напастей и бед. Святой равноапостольный князь Владимир является святым заступником и покровителем всех мальчиков, юношей и мужчин с именем Владимир.