Почему мы молимся святым?

Святых призывай с верою непостыдною и любовию нелицемерною... Святые Божии - великие купцы, обогатившиеся всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями: - кротостью, смирением, воздержанием, терпением, богатою верою, надеждою и любовию. Оттого мы и просим их святых молитв, как нищие богатых, чтобы они помогли нам в нашей духовной бедности, чтобы они научили нас молиться и преуспевать в христианских добродетелях, чтобы они, как имеющие дерзновение пред Богом, молились об отпущении наших грехов и предохраняли нас от новых...призови святого с сердечной уверенностью, что он близ тебя в Духе Святом и слышит твою молитву: и тебе сейчас станет легко. (Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский)

Разграничения - какому святому и в каких нуждах молится - в Православии нет. Можно молиться по любому вопросу любому святому (если хочется молиться святому), пред любой иконой Богородицы (можно и без иконы), и все это ни в кое случае не отделяется от молитвы непосредственно Богу. Единственное, что есть - некие традиции. Но, в сущности, они даже у каждого человека - свои.

Мы, православные, также просим друг друга помолиться за себя или нашего близкого, но также просим об этом же и тех, кто пребывает у Престола Божьего, просим угодника Божьего помолиться - за нас ( «Моли Бога о мне святый угодниче Божий (имя)»).

Сам Господь, по человеческому естеству Своему, молился Отцу Небесному о Петре и всех учениках. Святые заслуживают быть ходатаями о нас к Богу по своим добродетелям, по своим заслугам, как угодники Его.

Из Писания человек знает «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» Иак. 5:16 Из жития же того или иного
святого он также знает, чем этот святой прославился в земной жизни или от какого греха сам избавился по милости Божией и просит ему также помочь в той или иной печали, как близкой этому святому. Есть и церковный опыт, свидетельствующий о той или иной конкретной помощи того или иного святого.

Св.Праведный Иоанн Кронштадский: "Ни одного святого мы не почитаем за Бога, ни одному святому не молимся, как Богу, а только просим молитв его за себя; есть ли хоть тень идолопоклонничества? - Как просим живых священнослужителей и молитвенников за нас пред Господом, чтобы они помолились о нас, так просим и небесных молитвенников, по любви своей к Богу имеющих великое дерзновение пред Ним; притом весьма многие из них и здесь на земле были молитвенниками и ходатаями пред Богом за мир; там - на небесах эта деятельность их только продолжается, имеет большие размеры и особенно сильна, ибо не воспящается тяжелою и косною плотью. - Все святые, хотя кончили земное поприще, но они живы: несть Бог мертвых, но Бог живых: вси бо Тому живи суть (Лук. 20, 38).

"Он принимает их молитвенные предстательства о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений.-Вспомните Моисея, предстательствовавшего за народ еврейский и исходатайствовавшего ему жизнь у раздраженного Господа. Кто не скажет, что и без Моисея мог бы Бог пощадить народ Свой - дарованием ему продолжения его бытия, - но тогда Господь был бы, так сказать, неправосуден, даровавший им, недостойным жизни, жизнь, тогда как Сам же определил их умертвить; а когда стал предстательствовать Моисей - человек праведный, кроткий и смиренный, - тогда взоры правосудного Бога упокоились на праведнике, на его любви к Богу и к народу своему, и ради его заслуг, Господь помиловал недостойных, ради праведника - неправедных. - Так и ныне, по молитве Своей Пречистой Матери, Он милует нас, которые сами по себе, за великие и частые грехи и беззакония, и не
достойны были бы Его милости. - Аще не станут Моисей и Самуил пред лицем Моим, несть душа Моя к людям сим (Iер. 15, 1), говорит Господь Иеремии об Иудеях. Из этого видно, что Господь принимает ходатайство святых за недобрых людей, когда грехи этих последних не превышают меры долготерпения Божия. Он принимает молитвенные предстательства о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений."

Почитая и прославляя Святых и обращаясь ко Святым, мы тем самым Славим Бога, видим Великий Промысел Божий, Великую Силу Божию, Великое Воинство Божие. Мы можем и должны уважать и почитать наших святых предков, хранить память о них в наших сердцах - и память об их земном образе. Уважать и почитать святых, находящихся на лоне Авраамовом, их земной и духовный подвиг - вот то, что нам заповедано Богом. Не поклонятся им, не делать из них богов, взамен Единому Богу, но почитать. В том числе и почитать их, как праведников и молитвенников о нас грешных перед Богом.

Мы просим: святые Божии, вы угодили Господу и теперь предстоите пред ним на небесах, помяните нас в своих молитвах! Вы праведно жили на земле, вы бесстрашно исповедывали Христа пред лицом смерти, вы теперь с Господом, вы для нас образ истинных христиан, мы хотим равняться на вас, помогите нам грешным и малой доли вашей праведности не имеющим! Помогите нам в наших нуждах, но да будет на все воля Божия...